Скачать статью

https://doi.org/10.23648/UMBJ.2017.27.7086

УДК 378.17:159.938.3

 

ВЗАИМОСВЯЗИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦНС И РАБОТОСПОСОБНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ СЕВЕРНОГО МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Е.Ю. Шаламова, В.Р. Сафонова, О.Н. Рагозин, М.А. Тимшина

БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», г. Ханты-Мансийск, Россия

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Цель работы – выявить взаимосвязи функционального состояния ЦНС и работоспособности с показателями гемодинамики и вариабельности ритма сердца у студентов северного медицинского вуза.

Материалы и методы. Обследованы студенты Ханты-Мансийской государственной медицинской академии: 35 юношей и 61 девушка. Функциональное состояние ЦНС и работоспособность исследованы при помощи вариационной хронорефлексометрии на основе параметров простой зрительно-моторной реакции. В ходе суточного мониторирования установлены среднесуточные, дневные и ночные значения характеристик артериального давления и частоты сердечных сокращений. При помощи пульсоксиметра «ЭЛОКС-01» определены параметры статистического и спектрального анализа вариабельности ритма сердца. Изучены взаимосвязи между функциональным состоянием ЦНС и показателями сердечно-сосудистой системы.

Результаты. У юношей повышение устойчивости нервной реакции и уровня функциональных возможностей сформированной функциональной системы сочеталось с ростом ЧСС и снижением ДАД в ночное время; на фоне увеличения вариабельности ДАД и уменьшения степени ночного снижения ДАД снижалась скорость простой зрительно-моторной реакции. У девушек снижение скорости реакции и уровня функциональной активности нервной системы сочеталось с ростом значений САД и времени нагрузки высоким систолическим и диастолическим артериальным давлением. У девушек на фоне большего снижения ДАД в ночное время функциональное состояние ЦНС ухудшалось; у юношей при усилении симпатических влияний и централизации управления ритмом сердца – повышалось, а на фоне роста парасимпатической активности – снижалось.

Заключение. Установлены достоверные связи между функциональным состоянием ЦНС и показателями деятельности сердечно-сосудистой системы у студентов северного медицинского вуза, находящихся в дискомфортных условиях природного и социального характера. Для результатов мониторирования параметров гемодинамики большее число связей определено у девушек. Взаимосвязи функционального состояния ЦНС с показателями ритма сердца выявлены у студентов мужского пола.

Ключевые слова: студенты, вариационная хронорефлексометрия, вариационная пульсометрия, артериальное давление, частота сердечных сокращений.

 

Литература

1.    Миннибаев Т.Ш., Чубаровский В.В., Гончарова Г.А., Рапопорт И.К., Тимошенко К.Т. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 3: 16–20.

2.    Карабинская О.А., Изатулин В.Г., Макаров О.А., Колесникова О.В., Калягин А.Н., Атаманюк А.Б. Оценка качества жизни студентов, первых лет обучения медицинского вуза. Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2011; 106 (7): 111–113.

3.    Aboalshamat K., Hou X.Y., Strodl E. Psychological well-being status among medical and dental students in Makkah, Saudi Arabia: A cross-sectional study. Medical Teacher. 2015; 37 (1): 75–81.

4.    Гаврилова Е.С., Яшина Л.М. Оценка факторов кардиоваскулярного риска и образовательные технологии их коррекции в молодежной популяции. Сибирское медицинское обозрение. 2017; 104 (2): 48–55.

5.    Arts J., Luz Fernandez M., Lofgren I. E. Coronary Heart Disease Risk Factors in College Students. Advances Nutrition. 2014; 5 (2): 177–187.

6.    Поборский А.Н., Лопацкая Ж.И., Юрина М.А., Дымыдюк Е.В. Тип индивидуального профиля асимметрии головного мозга и адаптивные реакции у студентов при эмоциональном стрессе. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2011; 4: 72–77.

7.    Шастун С.А. Благонравов М.Л., Рейнбах О.А., Закариадзе Н.В., Амаева А.М. Сезонные ритмы и качество жизни студентов из различных климато-географических регионов. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Медицина. 2012; S7: 228–230.

8.    Шаламова Е.Ю., Сафонова В.Р., Рагозин О.Н., Радыш И.В. Хронобиологические аспекты физической адаптации студентов северного медицинского вуза в зависимости от пола. Технологии живых систем. 2016; 13 (1): 55–61.

9.    Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина; 1974. 446.

10. Судаков К.В. От молекул и генов к функциональным системам. Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 2011; 4: 3–6.

11. Пьянзин А.И. Формирование функциональных систем как основа адаптации организма спортсмена к нагрузкам. Наука и спорт: современные тенденции. 2014; 2 (1 (2)): 33–45.

12. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН; 2007. 40.

13. Литовченко О.Г., Ишбулатова М.С. Хронофизиологические характеристики детей младшего школьного возраста – уроженцев Среднего Приобья. Гигиена и санитария. 2016; 95 (7): 648–651.

14. Шубин Е.Г., Евгеньев А.А. Работоспособность и контроль за уровнем физической подготовленности студентов. Научные труды Северо-Западного института управления. 2013; 4: 2 (9): 303–306.

15. Пекарский Ф.В. Ресурсы работоспособности в повседневной служебной деятельности. Вестник Московского университета МВД России. 2014; 12: 309–311.

16. Монитор носимый суточного наблюдения автоматического измерения артериального давления и частоты пульса МнСДП. Руководство по эксплуатации ВР.005.000 РЭ. Нижний Новгород: ООО «Петр Телегин»; 2002. 60.

17. Руководство по эксплуатации «Пульсоксиметр ЭЛОКС-01. ЭЛОКС-01М». Самара: ЗАО Инженерно-медицинский центр «Новые Приборы»; 2014. 20.

18. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. М.: ДиаСофт; 2005. 608.

 

 

Download  article

https://doi.org/10.23648/UMBJ.2017.27.7086

CORRELATION OF CNS FUNCTIONAL STATE AND PERFORMANCE EFFICIENCY WITH CARDIOVASCULAR SYSTEM INDICATORS IN STUDENTS OF KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY

E.Yu. Shalamova, V.R. Safonova, O.N. Ragozin, M.A. Timshina

Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk, Russia

e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

The aim of the work is to reveal the correlation of CNS functional state and performance efficiency with hemodynamics and heart rate variability in students of Khanty-Mansiysk State Medical Academy.

Materials and Methods. Students of the Khanty-Mansiysk State Medical Academy were examined, including 35 young males and 61 young females. We examined CNS functional status and performance efficiency using variational chronoreflexometry method based on the parameters of a simple visual-motor reaction. Daily mean, as well as day and night values of blood pressure and heart rate were established during 24-hour monitoring. Pulse oximeter ELOX-01 was used to determine the parameters of statistical and spectral analysis of heart rate variability. Correlation of CNS functional state and cardiovascular system indicators was studied.

Results. In young men, the increase in neural response stability and functional capability level of the formed functional system combined with increase in heart rate and decrease in DBP at night. In connection with the increase in DBP variability and decrease in the degree of night DBP reduction, the rate of a simple visual-motor reaction also decreased. In young women decrease in the reaction rate and the level of nervous system functional activity combined with SBP increase and the time of systolic and diastolic blood pressure load. In young women CNS parameters worsened in connection with significant night DBP decrease. In young men, CNS parameters increased with increase of sympathetic influence and centralized heart rate monitoring; but they decreased with the increase of parasympathetic activity.

Conclusion. We found out significant correlations between CNS functional state and performance rates of cardiovascular system in medical students, who study in severe natural environments. As for monitoring hemodynamic parameters, young women demonstrated higher correlation rates. Correlation of CNS functional state with the heart rate is also revealed in male students.

Keywords: students, variational chronoreflexometry, variation pulsometry, blood pressure, heart rate.

 

References

1.    Minnibaev T.Sh., Chubarovskiy V.V., Goncharova G.A., Rapoport I.K., Timoshenko K.T. Sostoyanie zdorov'ya studentov i osnovnye zadachi universitetskoy meditsiny [Students’ health and main tasks of university medicine]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2012; 3: 16–20 (in Russian).

2.    Karabinskaya O.A., Izatulin V.G., Makarov O.A., Kolesnikova O.V., Kalyagin A.N., Atamanyuk A.B. Otsenka kachestva zhizni studentov pervykh let obucheniya meditsinskogo vuza [Estimation of quality of students’ life during the first years at medical higher school]. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (Irkutsk). 2011; 106 (7): 111–113 (in Russian).

3.    Aboalshamat K., Hou X.Y., Strodl E. Psychological well-being status among medical and dental students in Makkah, Saudi Arabia: A cross-sectional study. Medical Teacher. 2015; 37 (1): 75–81.

4.    Gavrilova E.S., Yashina L.M. Otsenka faktorov kardiovaskulyarnogo riska i obrazovatel'nye tekhnologii ikh korrektsii v molodezhnoy populyatsii [Evaluation of cardiovascular risk factors and educational technologies of correction in youth population]. Sibirskoe meditsinskoe obozrenie. 2017; 104 (2): 48–55 (in Russian).

5.    Arts J., Luz Fernandez M., Lofgren I. E. Coronary Heart Disease Risk Factors in College Students. Advances Nutrition. 2014; 5 (2): 177–187.

6.    Poborskiy A.N., Lopatskaya Zh.I., Yurina M.A., Dymydyuk E.V. Tip individual'nogo profilya asimmetrii golovnogo mozga i adaptivnye reaktsii u studentov pri emotsional'nom stresse [Type of individual profile of brain asymmetry and adaptive reactions in students with emotional stress]. Mediko-biologicheskie i sotsial'no-psikhologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychaynykh situatsiyakh. 2011; 4: 72–77 (in Russian).

7.    Shastun S.A., Blagonravov M.L., Reynbakh O.A., Zakariadze N.V., Amaeva A.M. Sezonnye ritmy i kachestvo zhizni studentov iz razlichnykh klimato-geograficheskikh regionov [Seasonal rhythms and quality of life of students from various climatic and geographical regions]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Meditsina. 2012; S7: 228–230 (in Russian).

8.    Shalamova E.Yu., Safonova V.R., Ragozin O.N., Radysh I.V. Khronobiologicheskie aspekty fizicheskoy adaptatsii studentov severnogo meditsinskogo vuza v zavisimosti ot pola [Chronobiological aspects of physical adaptation of northern medical school students in dependence to gender]. Tekhnologii zhivykh sistem. 2016; 13 (1): 55–61 (in Russian).

9.    Anokhin P.K. Ocherki po fiziologii funktsional'nykh system [Essays on the physiology of functional systems]. Moscow: Meditsina; 1974. 446 (in Russian).

10. Sudakov K.V. Ot molekul i genov k funktsional'nym sistemam [From molecules and genes to functional systems]. Patologicheskaya fiziologiya i eksperimental'naya terapiya. 2011; 4: 3–6 (in Russian).

11. P'yanzin A.I. Formirovanie funktsional'nykh sistem kak osnova adaptatsii organizma sportsmena k nagruzkam [Formation of functional systems as the basis for the load adaptation of the athlete’s organism]. Nauka i sport: sovremennye tendentsii. 2014; 2 (1 (2)): 33–45 (in Russian).

12. Moroz M.P. Ekspress-diagnostika rabotosposobnosti i funktsional'nogo sostoyaniya cheloveka: metodicheskoe rukovodstvo [Express diagnostics of individual efficiency and functional state: methodical guidance]. St. Petesrburg: IMATON; 2007. 40 (in Russian).

13. Litovchenko O.G., Ishbulatova M.S. Khronofiziologicheskie kharakteristiki detey mladshego shkol'nogo vozrasta – urozhentsev Srednego Priob'ya [Chrono-physiological characteristics of children of primary school age – the natives of the Middle Ob region]. Gigiena i sanitariya. 2016; 95 (7): 648–651 (in Russian).

14. Shubin E.G., Evgen'ev A.A. Rabotosposobnost' i kontrol' za urovnem fizicheskoy podgotovlennosti studentov [Working capacity and control over the level of students’ physical readiness]. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya. 2013; 4: 2 (9): 303–306 (in Russian).

15. Pekarskiy F.V. Resursy rabotosposobnosti v povsednevnoy sluzhebnoy deyatel'nosti [Resources of efficiency in everyday work]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014; 12: 309–311 (in Russian).

16. Monitor nosimyy sutochnogo nablyudeniya avtomaticheskogo izmereniya arterial'nogo davleniya i chastoty pul'sa MnSDP. Rukovodstvo po ekspluatatsii VR.005.000 RE [Wearable monitor of daily monitoring of blood pressure and heart rate automatic measurement. User’s manual]. Nizhniy Novgorod: ООО “Petr Telegin”; 2002. 60 (in Russian).

17. Rukovodstvo po ekspluatatsii “Pul'soksimetr ELOKS-01” [Pulse oximeter ELOX-01. User’s manual]. Samara: ZAO Inzhenerno-meditsinskiy tsentr “Novye Pribory”; 2014. 20 (in Russian).

18.  Byuyul' A., Tsefel' P. SPSS: iskusstvo obrabotki informatsii. Analiz statisticheskikh dannykh i vosstanovlenie skrytykh zakonomernostey [SPSS: art of information processing. Analysis of statistical data and the reconstruction of hidden patterns]. Moscow: DiaSoft; 2005. 608 (in Russian).