DOI: 10.23648/UMBJ.2017.25.5255

УДК 61+612+372.016:796*01/11

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 1–11 КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Н.В. Ячменев, В.Б. Рубанович

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Цель исследования – выяснить особенности динамики показателей физического развития, кардиореспираторной системы и физической работоспособности учащихся 1–11 классов в течение учебного года в зависимости от организации уроков физической культуры.

Материалы и методы. Обследованы две группы учащихся 1–2, 6–7 и 10–11 классов, занимающихся физической культурой в основной медицинской группе: экспериментальная группа – 38 чел., контрольная группа – 81 чел. В экспериментальной группе годовая учебная нагрузка по физической культуре перераспределялась на 4 цикла и межцикловые периоды по 4–5 нед. каждый. Во время циклов школьницы занимались физической культурой по 5 ч, а в межцикловые периоды – по 2 ч в неделю. Школьницы контрольной группы занимались физической культурой по 1 ч 3 раза в неделю. Обследование проводилось в начале и конце учебного года. Исследование включало определение основных антропометрических показателей (длина и масса тела, обхват грудной клетки, кистевая и становая мышечная сила), жизненной емкости легких, устойчивости к условиям гипоксии (пробы Штанге и Генча), частоты сердечных сокращений и артериального давления в условиях относительного покоя и стандартной степ-эргометрической нагрузки. Определялась физическая работоспособность по тесту PWC170.

Результаты и обсуждение. В течение учебного года у школьниц экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой наблюдались более высокие темпы прироста показателей кистевой и становой мышечной силы, функции внешнего дыхания, устойчивости организма к гипоксии, отмечалось значительное уменьшение адаптивной реакции сердца на стандартную степ-эргометрическую нагрузку, более значительное увеличение показателей физической работоспособности.

Заключение. Установлено, что при цикловой организации процесса физического воспитания наблюдается более значительное улучшение показателей физического развития, функционального состояния кардиореспираторной системы организма и физической работоспособности в период учебного года. При этом различия между сравниваемыми группами от 1 к 11 классу увеличиваются.

Ключевые слова: школьницы, уроки физкультуры, физические упражнения, функциональное состояние, работоспособность.

 

Литература

1.    Безруких М.М., Филиппова Т.А. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. М.: Начальная школа; 2012. 128.

2.    Бронский Е.В. Повышение оздоровительной эффективности уроков физической культуры школьников через личностно-ориентированное образование. Теория и методика физической культуры. 2006; 1: 120–124.

3.    Кучма В.Р. Профилактические основы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. Российский педиатрический журнал. 2008; 1: 20–25.

4.    Онищенко Г.Г. О санитарно-эпидемиологическом благополучии общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Гигиена и санитария. 2004; 4: 3–5.

5.    Сидорова И.Ю., Герасимова И.Н., Ларина М.В., Лебединский В.Ю. Физическое развитие и физическая подготовленность детского населения города Иркутска. Школьники. Кн. 2. Иркутск; 2012. 156.

6.    Ямалетдинов А.Ш. Гигиенические подходы к оценке риска развития отклонений в состоянии здоровья школьников (на примере г. Уфы): автореф. дис. ... канд. мед. наук. Оренбург; 2010. 24.

7.    Поляков А.Я., Петруничева К.П., Гигуз Т.Л., Маляревич В.С., Умнякова А.М., Богачанов Н.Д. Методические материалы по оценке физического развития детей школьного возраста г. Новосибирска. Новосибирск; 1998. 37.

8.    Спирин В.К., Болдышев Д.Н. Спортизация уроков физической культуры в качестве ведущего условия реализации здоровьеформирующей функции отечественной системы физкультурного образования. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015; 2: 49–52.

9.    Загуменнов В.О. Дифференцированный подход к развитию физических качеств у юношей 10–11 классов с использованием ВФСК ГТО. Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация. 2015; 1: 198–200.

10. Кончиц Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Томск; 1990. 50.

11. Kraft R.E. Fitnes tests are only for the fitness. The Physical Educator. 1989; 46 (1): 18–21.

12. Patermann R. Ich bin der Baum… und ich der Wind. Sport Pedagogik. 1991; 3: 45.

13. Pevren Y. Physical education for school children. China sports. 1985; 7: 22–24.

14. Schmidt G. Albenteuer Spielsituation. Sportpraxis. 1992; 5: 257–263.

15. Schreiberhuber J. Leibesubungen and Volksschulen heute. Leibesubungen – Leibeserzie-hung. 1992; 46 (3): 15–20.

16. Soehe W. Neue Sportlehrplane in de DDR. Sportunterrichte. 1988; 17: 269–271.

17. Айзман Р.И. Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В.Б. Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ: метод. пособие. Новосибирск; 2010. 124.

18. Рубанович В.Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конституциональных типов в зависимости от двигательной активности: дис. ... д-ра мед. наук. Новосибирск; 2004. 406.

19. Литовченко О.Г., Нифонтова О.Л. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы уроженцев Среднего Приобья 7–20 лет. Вестник Оренбургского государственного университета. 2010; 1 (107): 115–119

20. Поляков В.К. Состояние здоровья школьников: соматометрические показатели, особенности питания и коррекция нарушений нутритивного статуса: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Саратов; 2011. 47.

21. Шелегина А.В. Педагогический процесс формирования и сохранения здоровья школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк; 2009. 23.

 

 

DOI: 10.23648/UMBJ.2017.25.5255

DYNAMICS OF SCHOOLGIRL PHYSICAL HEALTH INDICES DEPENDING ON ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION TEACHING PROCESS

N.V. Yachmenev, V.B. Rubanovich

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

The aim of the research is to find out the dynamics of physical development, cardiorespiratory system and exercise performance indices in schoolgirls (7–18 years old) during the academic year depending on the organization of physical education teaching process.

Materials and Methods. Two groups of schoolgirls (1–2 form, 6–7 form, 10–11 form) who attend physical education classes with full load were examined. The experimental group consisted of 38 girls, and the control group included 81 pupils. In the experimental group the physical education class activities were divided into 4 main cycles and intercycle periods lasting 4–5 weeks each. During the main cycles the schoolgirls attended 5 hours of physical training a week, and during intercycle periods – only 2 hours a week. The girls belonging to the control group attended 1-hour-physical education classes 3 times a week. The examination was conducted at the beginning and at the end of the academic year. The examination included the recording of the main anthropometric measurements (weight, height, chest circumference, wristle muscle strength and back strength), lung capacity, anoxia tolerance (timed inspiratory capacity), cardiac rate, and arterial blood pressure both at rest and uder standard step-ergometric loading. Exercise performance was defined using PWC170 test.

Results and Discussion. During the academic year the schoolgirls from the experimental group demonstrated much more increase in wristle muscle strength and back strength, external respiration function, resistance to hypoxia. They also demonstrated significant decrease in adaptive heart response to step-ergometric loading, and performance incoordination (in comparison to control group).

Conclusion. When physical education class activities were organized in cycles, performance improvement in physical development, functional state of cardiorespiratory system, and exercise performance was observed during the academic year. Moreover, the differences between the compared groups increased with the age of the trial subjects.

Keywords: schoolgirls, physical education classes, exercise performance, functional state, working capacity.

 

References

  1. Bezrukikh M.M., Filippova T.A. Kak razrabotat' programmu formirovaniya kul'tury zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni v obrazovatel'nom uchrezhdenii [How to create a program of healthy and safe lifestyle formation at school]. Moscow: Nachal'naya shkola; 2012. 128 (in Russian).
  2. Bronskiy E.V. Povyshenie ozdorovitel'noy effektivnosti urokov fizicheskoy kul'tury shkol'nikov cherez lichnostno-orientirovannoe obrazovanie [Increase in health efficacy of physical eduction classes through personal-oriented education]. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury. 2006; 1: 120–124 (in Russian).
  3. Kuchma V.R. Profilakticheskie osnovy meditsinskogo obespecheniya detey v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Preventive measures of children health maintenance at schools]. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2008; 1: 20–25 (in Russian).
  4. Onishchenko G.G. O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy Rossiyskoy Federatsii [Sanitation-and-epidemiological well-being of educational institutions in the Russian Federation]. Gigiena i sanitariya. 2004; 4: 3–5 (in Russian).
  5. Sidorova I.Yu., Gerasimova I.N., Larina M.V., Lebedinskiy V.Yu. Fizicheskoe razvitie i fizicheskaya podgotovlennost' detskogo naseleniya goroda Irkutska. Shkol'niki. [Physical culture and physical fitness of children in Irkutsk. School children]. Kn. 2. Irkutsk; 2012. 156 (in Russian).
  6. Yamaletdinov A.Sh. Gigienicheskie podkhody k otsenke riska razvitiya otkloneniy v sostoyanii zdorov'ya shkol'nikov (na primere g. Ufy) [Hygienic approaches to the estimation of health problem development in schoolchildren (in the city of Ufa)]: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Orenburg; 2010. 24 (in Russian).
  7. Polyakov A.Ya., Petrunicheva K.P., Giguz T.L., Malyarevich V.S., Umnyakova A.M., Bogachanov N.D. Metodicheskie materialy po otsenke fizicheskogo razvitiya detey shkol'nogo vozrasta g. Novosibirska [Methodological materials on the evaluation of schoolchildren physical development in the city of Novosibirsk]. Novosibirsk; 1998. 37 (in Russian).
  8. Spirin V.K., Boldyshev D.N. Sportizatsiya urokov fizicheskoy kul'tury v kachestve vedushchego usloviya realizatsii zdorov'eformiruyushchey funktsii otechestvennoy sistemy fizkul'turnogo obrazovaniya [Sportization of physical education classes as a leading factor for implementation of health-forming function of physical education in the country]: Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2015; 2: 49–52 (in Russian).
  9. Zagumennov V.O. Differentsirovannyy podkhod k razvitiyu fizicheskikh kachestv u yunoshey 10–11 klassov s ispol'zovaniem VFSK GTO. [Differentiated approach to the development of physical qualities in schoolboys (10–11 forms) using For Labour and Defence principles]. Problemy fizkul'turnogo obrazovaniya: soderzhanie, napravlennost', metodika, organizatsiya. 2015; 1: 198–200 (in Russian).
  10. Konchits Fiziologicheskie osnovy fizicheskogo vospitaniya studentov v svyazi s individual'nymi osobennostyami organizma: [Physiological base of students’ physical education depending on individual differences]: avtoref. dis. ... d-ra med. nauk. Tomsk; 1990. 50 (in Russian).
  11. Kraft R.E. Fitnes tests are only for the fitness. The Physical Educator. 1989; 46 (1): 18–21.
  12. Patermann R. Ich bin der Baum… und ich der Wind. Sport Pedagogik. 1991; 3: 45.
  13. Pevren Y. Physical education for school children. China sports. 1985; 7: 22–24.
  14. Schmidt G. Albenteuer Spielsituation. Sportpraxis. 1992; 5: 257–263.
  15. Schreiberhuber J. Leibesubungen and Volksschulen heute. Leibesubungen – Leibeserzie-hung. 1992; 46 (3): 15–20.
  16. Soehe W. Neue Sportlehrplane in de DDR. Sportunterrichte. 1988; 17: 269–271.
  17. Ayzman R.I. Ayzman N.I., Lebedev A.V., Rubanovich V.B. Metodika kompleksnoy otsenki zdorov'ya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol: metod. posobie [Methodology of complex health estimation of secondary school pupils: study guide]. Novosibirsk; 2010. 124 (in Russian).
  18. Rubanovich V.B. Morfofunktsional'noe razvitie detey i podrostkov raznykh konstitutsional'nykh tipov v zavisimosti ot dvigatel'noy aktivnosti [Morphofunctional development of children and teenagers of different body habitus depending on motor performance]: dis. ... d-ra med. nauk. Novosibirsk; 2004. 406 (in Russian).
  19. Litovchenko O.G., Nifontova O.L. Nekotorye pokazateli serdechno-sosudistoy sistemy urozhentsev Srednego Priob'ya 7–20 let [Some indicators of the cardiovascular system of the Middle Ob region natives at the age of 7–20] Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; 1 (107): 115–119 (in Russian).
  20. Polyakov V.K. Sostoyanie zdorov'ya shkol'nikov: somatometricheskie pokazateli, osobennosti pitaniya i korrektsiya narusheniy nutritivnogo statusa [Schoolchildren health status: somatometry indices, eating habits and nutritional status correction]: avtoref. dis. ... d-ra med. nauk. Saratov; 2011. 47 (in Russian).
  21. Shelegina A.V. Pedagogicheskiy protsess formirovaniya i sokhraneniya zdorov'ya shkol'nika [Pedagogical process of schoolchildren health formation and maintenance]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Novokuzneck; 2009. 23 (in Russian).