Скачать статью

DOI: 10.23648/UMBJ.2018.29.11358

УДК 612.13+616-035.82/.85

СКРИНИНГ СЕРДЦА И КОРРЕКЦИЯ НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИИ ПО ГИПЕРТОНИЧЕСКОМУ ТИПУ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

А.А. Артеменков

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец, Россия

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В работе показано, что нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу (НЦД ГТ) относится к дизрегуляторным расстройствам и связана с нарушением приспособления организма к условиям окружающей среды. Для немедикаментозной коррекции проявлений НЦД ГТ используются различные методики физического воспитания и средства адаптивной физической культуры. Однако по-прежнему остается актуальной разработка новых, более эффективных методов нормализации вегетативных дисфункций.

Цель исследования – изучение функционального состояния сердца, разработка и апробация эффективной методики коррекции нейроциркуляторной дистонии по гипертоническому типу у студентов I курса в процессе обучения.

Материалы и методы. Проведен скрининг сердца у 92 студентов 18–21 года (46 юношей и 46 девушек) с применением компьютерной системы «Кардиовизор». Обследовано 100 студентов I курса 17–18 лет. В экспериментальную группу вошли 25 юношей и 25 девушек, имеющих диагноз НЦД ГТ, которые 3 раза в неделю в течение одного месяца посещали комплекс реабилитационных мероприятий, включающих аэробно-силовую тренировку и дарсонвализацию области головы.
В контрольную группу вошло такое же количество юношей и девушек, занимающихся общефизической подготовкой. Аэробная тренировка, включающая велоэргометрическую нагрузку мощностью 1 Вт/кг, проходила в течение 5 мин. После 5 мин восстановления проводилась
5–10-минутная силовая гимнастика. В качестве отягощения в упражнениях юноши использовали гантели массой 6 кг, а девушки – 2,5 кг. Гимнастический комплекс включал жим гантелей стоя, приседания, наклоны с гантелями, попеременное сгибание и разгибание в локтевых суставах рук с гантелями, выпады вперед с гантелями и подъемы на носках с гантелями. Дарсонвализацию волосистой части головы проводили в течение 5 мин с помощью портативного аппарата «Спарк-СТ-117» согласно руководству по эксплуатации. Общий курс физиотерапии составил 10 процедур. В качестве критериев оценки состояния здоровья студентов использовали следующие показатели: частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое артериальное давление, индекс Робинсона, адаптационный потенциал системы кровообращения, коэффициент Хильдебранта, уровень функционального состояния. Статистическую обработку полученных данных проводили по t-критерию Стьюдента.

Результаты. Предпороговые нарушения в работе сердца имели больше половины юношей (52,2 %) и 34,8 % обследованных девушек. У 4,3 % юношей выявлен индекс миокарда выше 27 %. После коррекции у юношей I курса уменьшились до уровня нормы частота сердечных сокращений и артериальное давление. Улучшились показатели кардиогемодинамики на фоне снижения напряжения адаптационных процессов. Уровень функционального состояния повысился с 0,34±0,04 до 0,62±0,03 усл. ед. У группы девушек после месячной программы реабилитации пульс уменьшился на 10,5 %. Систолическое и диастолическое артериальное давление понизилось соответственно на 7,9 и 7,7 мм рт. ст. при удовлетворительном уровне адаптации. Положительный эффект сочетанной аэробно-силовой тренировки и дарсонвализации связан с благоприятным влиянием физических факторов на нервно-вегетативную регуляцию функций организма студентов.

Заключение. Выявлены гендерные различия значений индекса миокарда в обследуемых группах студентов. Включение в программу реабилитации циклической физической нагрузки в виде пятиминутной велоэргометрии, упражнений силовой гимнастики и дарсонвализации головы способствует заметному улучшению показателей сердечно-сосудистой системы у лиц с НЦД ГТ.

Ключевые слова: скрининг сердца, нейроциркуляторная дистония, аэробно-силовая тренировка, дарсонвализация, реабилитация.

 

Литература

1.    Койчубеков Б.К., Сорокина М.А., Пашев В.И., Шайхин А.М. Индивидуально-типологические особенности регуляторных процессов ЦНС у лиц с начальными признаками нейроциркуляторной дистонии. Фундаментальные исследования. 2012; 5: 300–304.

2.    Нежкина Н.Н., Кизеев М.В., Антипина С.Б. Эффективность психофизической тренировки в процессе реабилитации подростков с синдромом вегетативной дистонии в инклюзивных группах медицинского центра. Научный поиск. 2014; 4: 30–32.

3.    Дивинская А.Е., Кудинов А.А., Захарьева Н.Н. Реализация методики физического воспитания для старшеклассниц с синдромом вегетативной дисфункции. Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2012; 1 (3): 86–91.

4.    Мукина Е.Ю. Коррекция функционального заболевания нейроциркуляторной дистонии подростков 13–14 лет средствами адаптивной физической культуры. Культура физическая и здоровье. 2011; 5: 23–24.

5.    Зуйкова А.А., Петрова Т.Н. Экспресс-оценка функционального состояния здоровья студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Вестник новых медицинских технологий. 2011; 18 (2): 277–279.

6.    Коркишко О.В., Корчагина С.Ю., Антонченко Н.В. Рекреационные эффекты современных методов коррекции функционального состояния у студентов. Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015; 8: 101–109.

7.    Жданкина Е.Ф. Реабилитация студентов специальной медицинской группы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в условиях технического вуза. Обучение и воспитание: методики и практика. 2013; 6: 166–171.

8.    Давуди С.Д., Поляев Б.А., Андронова Л.Б., Панюков М.В. Динамика функционального состояния студентов с нейроциркуляторной дистонией по гипертоническому типу в зависимости от методики физического воспитания. Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2013; 6: 26–30.

9.    Старосветская О.А. Применение импульсного низкочастотного электростатического поля у больных нейроциркуляторной дистонией гипертонического типа. Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2013; 6: 39–46.

 

 

Download  article

DOI: 10.23648/UMBJ.2018.29.11358

HEART SCREENING AND CORRECTION OF NEUROCIRCULATORY DYSTONIA ACCORDING TO HYPERTONIC TYPE IN YOUNG ADULTS

A.A. Artemenkov

Cherepovets State University, Cherepovets, Russia

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

The paper indicates that neurocirculatory dystonia according to the hypertonic type (NSD HT) is classified as a disregulatory disorder and is associated with the organism’s inability to adjust to environmental conditions. For drug-free correction of NSD HT manifestations various methods of physical training and adaptive physical training are used. However, development of new, more effective methods, which help to recover from vegetative disfunctions remains urgent.

The purpose of the trial is to study the functional state of the heart, to develop and test an effective technique of correcting neurocirculatory dystonia according to the hypertonic type in the first year students while learning.

Materials and Methods. Ninety-two students, aged 18–21 (46 males and 46 females), underwent heart screening; the computer system “Cardiovisor” was used for this purpose. The authors examined 100 first-year students, aged 17–18. The experimental group included 25 young males and 25 young females diagnosed with NSD HT. For a month, three times a week they underwent an activity group therapy, which included aerobic and strength training and darsonvalization of the head. The control group included the same number of young males and females engaged in physical training. Aerobic training, including bicycle ergometric load (1 W/kg) lasted for 5 minutes. After a 5-min recovery, the trial subjects were engaged in a 5-10-min strength exercise. For resistance training dumbbells were used: 6 kg for males and 2.5 kg for females. The gym exercises included standing dumbbell press, squats, dumbbell side bends, bends and stretches of arms, dumbbell forward lunges and dumbbell calf raise. A portable device “Spark-CT-117” was used to carry out 5-min darsonvalization of the scalp, the procedure was done according to the user manual.

Physiotherapy included 10 procedures. The following parameters were used to assess students’ health status: heart rate, systolic and diastolic blood pressure, Robinson index, adaptive potential of the circulatory system, Hildebrandt coefficient, functional state level. Statistical analysis of the obtained data was carried out according to Student’s t-test.

Results. 52.2 % of young males and 34.8 % of young females demonstrated threshold violations in cardiac function. Myocardial index in 4.3 % young men is more than 27 %. After certain management the heart rate and blood pressure decreased to a normal state in first-year male students. Cardiac hemodynamic parameters improved, while there was a decrease in the intensity of adaptation processes. The functional state level increased from 0.34±0.04 to 0.62±0.03 relative units. A group of young females demonstrated decrease in pulse rate by 10.5% after a monthly rehabilitation program. Systolic and diastolic blood pressure decreased by 7.9 and 7.7 mmHg respectively at a satisfactory adaptation level. The positive effect of combined aerobic and strength training and darsonvalization is associated with a favorable effect of physical factors on the neural and vegetative regulation of the students’ body functions.

Concluion. Students revealed gender differences in the myocardial index. A five-minute bicycle ergometry, strength exercises, and head darsonvalization can contribute to clinical benefits in patients with NSD HT if included in a rehabilitation program.

Keywords: heart screening, neurocirculatory dystonia, aerobic and strength training, darsonvalization, rehabilitation.

 

References

1.    Koychubekov B.K., Sorokina M.A., Pashev V.I., Shaykhin A.M. Individual'no-tipologicheskie osobennosti regulyatornykh protsessov TsNS u lits s nachal'nymi priznakami neyrotsirkulyatornoy distonii [Individual typological characteristics of CNS regulatory processes in persons with initial signs of neurocirculatory dystonia]. Fundamental'nye issledovaniya. 2012; 5: 300–304 (in Russian).

2.    Nezhkina N.N., Kizeev M.V., Antipina S.B. Effektivnost' psikhofizicheskoy trenirovki v protsesse reabilitatsii podrostkov s sindromom vegetativnoy distonii v inklyuzivnykh gruppakh meditsinskogo tsentra [Efficacy of psychophysical training in the rehabilitation process of adolescents with autonomic dystonia syndrome in inclusive groups of a medical center]. Nauchnyy poisk. 2014; 4: 30–32 (in Russian).

3.    Divinskaya A.E., Kudinov A.A., Zakhar'eva N.N. Realizatsiya metodiki fizicheskogo vospitaniya dlya starsheklassnits s sindromom vegetativnoy disfunktsii [Special methods of physical education for senior pupils with a vegetative dysfunction syndrome]. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka. 2012; 1 (3): 86–91 (in Russian).

4.    Mukina E.Yu. Korrektsiya funktsional'nogo zabolevaniya neyrotsirkulyatornoy distonii podrostkov 13–14 let sredstvami adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Correction of neurocirculatory dystonia in adolescents (aged 13-14) by means of adaptive physical training]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2011; 5: 23–24 (in Russian).

5.    Zuykova A.A., Petrova T.N. Ekspress-otsenka funktsional'nogo sostoyaniya zdorov'ya studentov VGMA im. N.N. Burdenko [Express assessment of health functional state of students from Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2011; 18 (2): 277–279 (in Russian).

6.    Korkishko O.V., Korchagina S.Yu., Antonchenko N.V. Rekreatsionnye effekty sovremennykh metodov korrektsii funktsional'nogo sostoyaniya u studentov. Novyy vzglyad [Recreational effects of modern methods used to correct students’ functional state. The new look]. Mezhdunarodnyy nauchnyy vestnik. 2015; 8: 101–109 (in Russian).

7.    Zhdankina E.F. Reabilitatsiya studentov spetsial'noy meditsinskoy gruppy s zabolevaniyami serdechno-sosudistoy sistemy v usloviyakh tekhnicheskogo vuza [Rehabilitation of students with cardiovascular diseases in a technical college]. Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. 2013; 6: 166–171 (in Russian).

8.    Davudi S.D., Polyaev B.A., Andronova L.B., Panyukov M.V. Dinamika funktsional'nogo sostoyaniya studentov s neyrotsirkulyatornoy distoniey po gipertonicheskomu tipu v zavisimosti ot metodiki fizicheskogo vospitaniya [Dynamics of the functional state of students with neurocirculatory dystonia according to the hypertonic type, depending on physical education methods]. Lechebnaya fizkul'tura i sportivnaya meditsina. 2013; 6: 26–30 (in Russian).

9. Starosvetskaya O.A. Primenenie impul'snogo nizkochastotnogo elektrostaticheskogo polya u bol'nykh neyrotsirkulyatornoy distoniey gipertonicheskogo tipa [Application of a pulsed low-frequency electrostatic field in patients with hypertensive neurocirculatory dystonia]. Fizioterapiya, bal'neologiya i reabilitatsiya. 2013; 6: 39–46 (in Russian).